Не дожидаясь августа
Знакомьтесь: Милана Антоневич – медсестра 1-го хирургического отделения Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска. Этот месяц она могла бы провести, как и многие другие ее одногруппники – выпускники Белорусского государственного медицинского колледжа: взять небольшую передышку после учебы и отдохнуть в отпуске. Однако молодой специалист решила не дожидаться августа и вышла на работу в начале июля. Поговорили с Миланой о ее первых дежурствах, трудных пациентах и отношении к распределению.
В нашем деле важно не только обладать медицинскими навыками…
Поступила правильно
Будущее место распределения не стало для Миланы сюрпризом: в больницу скорой медпомощи она пришла по целевому направлению. Свой выбор в пользу целевого объясняет так:
– Знала, что в меде учиться сложно, поэтому испытывала некоторые опасения: а вдруг моего уровня успеваемости будет недостаточно, чтобы выбирать учреждение здравоохранения, куда мне хотелось бы пойти работать. То есть в определенном смысле целевое стало подстраховкой от незапланированных вариантов развития событий. Да, отрабатывать придется три года, а не два, но меня это нисколько не смущает. Почему БСМП? Здесь большой поток пациентов с разными диагнозами и есть возможность многому научиться.
Одну из учебных и преддипломную практику Милана проходила в 1-й хирургии. В работу втянулась так сильно, что решила – по распределению хочет вернуться именно сюда:
– Даже была готова приступить на месяц раньше (хотя мои одногруппники по колледжу должны выйти не позднее 1 августа).
Милана не скрывает: как молодому специалисту ей еще многому предстоит научиться. Однако более опытные коллеги всегда готовы прийти на помощь:
– Приятно, что, с одной стороны, относятся ко мне как к равному себе. С другой – понимают, что молодой специалист не знает всех тонкостей и нюансов, всегда готовы помочь или подсказать, без всяких упреков объясняют, как сделать лучше.
Чтобы помочь молодому специалисту поскорее адаптироваться на новом месте и в коллективе, в больнице за ним закрепляют наставника из числа опытных сотрудников. У Миланы в этой роли выступает старшая медсестра Алина Ярмош. О своей подопечной Алина Эдуардовна отзывается исключительно комплиментарно:
– Милана очень старательная и отзывчивая. Но самое главное – ей нравится работа. В нашем деле важно не только обладать какими-то медицинскими навыками, но и помогать словесно. У нее хороший теоретический багаж, осталось только «подогнать» практику.
…но и уметь поддержать
С – стрессоустойчивость
Из чего складываются будни медсестры? Находясь на посту, Милана должна контролировать состояние пациентов и выполнение назначений врача. Это требует постоянной бдительности: нужно быть всегда начеку, следить за тем, что и как меняется, начиная от показателей анализов и заканчивая внешними проявлениями:
– Какие-то мелкие изменения, которые самому пациенту могут показаться незначительными, для врача могут стать серьезным симптомом и подсказкой при выстраивании дальнейшей тактики лечения. Работаю по ночам (с 16:00 до 08:00) либо сутками (с 08:00 до 08:00). Что помогает не сомкнуть глаз в ночные дежурства? Страх за пациентов, повышенное чувство ответственности. Я выбрала медицину, потому что всегда стремилась помогать людям. Остановилась на медсестринском деле, потому что это не только помощь в контексте здоровья, но еще и психологическая поддержка: в отличие от врача медсестра проводит с пациентом гораздо больше времени, она всегда рядом, часто помогает не только действием, но и словом.
За тот неполный месяц, что Милана работает в больнице, она успела столкнуться с трудными пациентами. Самая сложная категория из них – ипохондрики, которые переживают за свое здоровье слишком сильно, рассказывает медсестра:
– Они могут ставить под сомнение назначения врача, потому что якобы знают, что для них лучше. Порой даже мешают работать – отказываются принять лекарство или сделать укол. К таким нужно уметь найти подход: успокоить, объяснить, что врач не просто так назначает те или иные препараты, а делает это, опираясь на результаты исследований. Бывают агрессивные пациенты, которые любое предложение или замечание воспринимают в штыки. Им лучше дать некоторое время, чтобы успокоиться, и потом оказывать помощь. В моем случае еще и молодой возраст подливает масла в огонь. Некоторые особо недоверчивые пациенты любят указать тебе на твое место: «Ты еще молодая. Что ты там можешь знать?» Но стоит проявить к ним толику терпения, как они начинают доверять и раскрываться. Мне намного проще жить и работать с мыслью, что пациенты – люди болеющие, а значит, ведут себя так не со зла, а потому что страдают морально и физически, переживают за свое здоровье. Потому не всегда могут справиться с эмоциями и выплескивают их на медперсонал.
Неслучайно среди главных качеств, без которых не обойтись медсестре, Милана выделяет стрессоустойчивость:
– Если будешь бояться всего вокруг, то не сможешь помочь не то что пациенту, но и себе. Начнешь очень сильно выгорать.
В экстренных ситуациях нужно уметь трезво оценить обстоятельства, собраться и проанализировать, кого следует позвать на помощь.
Иногда достаточно вмешательства среднего персонала, а иногда не обойтись без врача или реанимационной бригады. Еще одно важное качество – желание учиться, потому что никогда нельзя стать на сто процентов специалистом в своем деле. Всегда есть куда расти и стремиться. Будучи «руками врача», медсестра должна обладать если не таким же багажом знаний, как доктор, то хотя бы на 60–70 процентов. Также важно умение логически мыслить, чтобы вовремя установить причину и следствие. И, конечно, не обойтись без доброты, открытости, эмпатии и желания помогать.
Одни преимущества!
Милана искренне недоумевает по поводу тех выпускников, которые воспринимают распределение как обязаловку или повинность, мол, поскорее бы отбыть и найти новую работу да получше:
– У нас в группе абсолютно все остались довольны результатами распределения. Ребята указывали свои пожелания, куда хотят пойти: кто-то стремился попасть в больницу, кто-то – в поликлинику. Конечно, не последнюю роль сыграли средний балл и твоя активность во время учебы. Но в целом выпускникам старались идти навстречу.
Распределение – это не бремя, а социальная гарантия для выпускника, заключает Милана:
– После учебы ты приходишь на работу с нулевым опытом. Тебя обучают всему уже в процессе. При этом твой наниматель не имеет права уволить тебя, пока ты молодой специалист. И давайте не будем списывать со счетов материальные бонусы, которые полагаются молодым специалистам. Знаю, что иногородним, особенно в регионах, помогают еще и с жильем. Одни преимущества!