» Общие положения. О развитии наставничества в организациях здравоохранения г. Минска

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Президиума

Минского городского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения

12.03.2014   № 62_____

 

УТВЕРЖДЕНО

Решение коллегии комитета по здравоохранению Мингорисполкома

 

12.03.2014   № 6_____

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о наставничестве

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) разработано в целях организации и проведения профессионального обучения в организациях здравоохранения впервые поступающих в организацию молодых специалистов (работников).

2. Положение предназначено для организаций здравоохранения, принимающих на работу молодых специалистов (работников).

3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых специалистов (работников) под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;

наставник – высококвалифицированный сотрудник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами (работниками) по их адаптации к производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;

молодой специалист (работник) – лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

4. Цели и задачи:

оказание помощи молодому специалисту (работнику) в освоении специальности (профессии) и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;

создание условий для становления квалифицированного и подготовленного специалиста (работника);

вовлечение молодого специалиста (работника) в трудовой процесс и общественную жизнь организации с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в организации;

адаптация молодого специалиста (работника) в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций  коллектива и правил поведения в организации;

формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к специальности (профессии) и добросовестного отношения к трудовой деятельности;

повышение качества подготовки и квалификации молодых специалистов (работников), постоянное совершенствование форм и методов наставничества;

снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;

создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

5. Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого специалиста (работника).

6. Наставничество организуется не позднее семи дней с момента принятия молодого специалиста (работника) на работу и вводится на срок до 1 года.

7. Наставничество организуется на основании приказа руководителя организации. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого специалиста (работника), размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.

Между наставником и молодым специалистом (работником) заключается соглашение о трудовом сотрудничестве (приложение 1).

8. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на руководителя кадрового подразделения, руководителей структурных подразделений.

9. Руководитель кадрового подразделения:

совместно с руководителями структурных подразделений, профсоюзным комитетом готовит список наставников по организации и проект приказа для его утверждения;

рассматривает и утверждает план организации и проведения наставничества (приложение 2);

организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых специалистов (работников), основам педагогики и психологии, оказывает им методическую и практическую помощь в составлении планов работы;

совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями организации;

изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в организации;

вносит предложения о поощрении наставников;

организует аттестацию прошедших обучение молодых специалистов (работников).

10. Ответственность за наставничество в структурном подразделении несет руководитель структурного подразделения.

11. Руководитель структурного подразделения:

рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества;

проводит инструктаж наставников и молодых специалистов (работников);

создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста (работника) с закрепленным за ним наставником;

осуществляет систематический контроль над ходом обучения;

совместно с другими лицами участвует в аттестации молодого специалиста (работника).

12. В организации могут применяться формы наставничества:

индивидуальное наставничество – наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой специалист (работник);

групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых специалистов (работников);

коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым специалистом (работником) осуществляет трудовой коллектив или группа специалистов;

коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива или группы специалистов  осуществляется над группой молодых специалистов (работников).

13. Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым специалистом (работником) разрабатывает индивидуальный план наставничества (приложение 3).

14. В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого специалиста (работника) в соответствии с индивидуальным планом наставничества.

15. По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого специалиста (работника), указывает достигнутые результаты и представляет ее руководителю структурного подразделения.

16. В крупных организациях может быть создан Совет наставников для осуществления совместно с руководством организации функций по координации работы наставников.

17. Совет наставников:

Совет наставников создается при наличии не менее пяти наставников. Совет планирует работу на квартал и не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности.

18. Задачи Совета наставников:

принимать участие в подборе и создании резерва наставников;

оказывать методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании молодых специалистов (работников);

заслушивать на своих заседаниях отчеты наставников и молодых специалистов (работников) о ходе и результатах обучения.

19. Результаты обучения молодых специалистов (работников) оценивает квалификационная (аттестационная) комиссия в порядке, определенном законодательством.

20. Молодой специалист (работник) должен быть уведомлен о решении (рекомендациях), вынесенных комиссией.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА

 

21. Требования к подбору наставника.

Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный специалист, который:

знает специфику деятельности организации и ее традиции;

владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого специалиста (работника);

имеет продолжительный стаж работы по специальности в организации, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.

22. В качестве коллективного наставника может выступать коллектив специалистов, имеющих опыт работы не менее трех лет и желающих работать с молодыми специалистами (работниками).

23. Наставник имеет право:

осуществлять обучение молодого специалиста (работника) в оговоренные сроки;

требовать от молодого специалиста (работника) выполнения указаний по вопросам, связанных с его производственной деятельностью;

ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для качественной трудовой деятельности своего подопечного;

принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого специалиста (работника), вносить предложения в профсоюзные органы, соответствующим руководителям о поощрении молодого специалиста (работника), увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

с согласия руководителя структурного подразделения привлекать для обучения молодого специалиста (работника) других сотрудников;

участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого специалиста (работника).

24. Наставник обязан:

разработать совместно с молодым специалистом (работником) индивидуальный план наставничества;

ознакомить молодого специалиста (работника) с целями и задачами деятельности организации, производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры;

ознакомить с требованиями по обучаемой специальности (профессии), охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка;

проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого специалиста (работника), оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

способствовать рациональной организации труда молодого специалиста (работника), эффективному использованию новой техники и оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов;

личным примером развивать положительные качества молодого специалиста (работника), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста (работника), составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста (работника).

25. Ответственность наставника:

наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого специалиста (работника) и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в организации.

26. Показателем оценки эффективности работы наставника является полное освоение специальности (профессии) молодым специалистом (работником) за период обучения.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (РАБОТНИКА)

 

27. Молодой специалист (работник) имеет право:

обращаться за помощью к своему наставнику;

вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением;

участвовать в обсуждении результатов наставничества;

выходить с ходатайством к руководителю структурного подразделения и руководителю кадрового подразделения о смене наставника.

28. Молодой специалист (работник) обязан:

знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности структурного подразделения, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности;

постоянно работать над повышением профессионального уровня, овладевать практическими навыками;

исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;

соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым специалистом (работником), индивидуальный план наставничества.

 

СИСТЕМА МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАСТАВНИКОВ

 

29. В целях материального поощрения наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается доплата в размере, определяемым руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.

30. Размер доплаты может понижаться приказом руководителя организации по согласованию с профсоюзным комитетом на основании ходатайства руководителя кадрового подразделения или руководителя структурного подразделения в связи с недобросовестным отношением наставника к выполнению обязанностей по обучению и воспитанию закрепленного за ним молодого специалиста (работника).

31. В коллективный договор организации могут быть внесены положения о дополнительном стимулировании работы наставников: учреждение грамоты «Лучший наставник организации», безусловное продление контракта на максимальный срок, дополнительные дни к отпуску, единовременное вознаграждение в случае закрепления молодого специалиста (работника) в организации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

СОГЛАШЕНИЕ

о трудовом сотрудничестве

между наставником и молодым специалистом (работником)

 

Я, наставник, _______________________________________________
(должность (профессия), Ф.И.О. наставника) беру на обучение ________________________________________________________________
(должность (профессия), Ф.И.О. молодого специалиста (работника) и обязуюсь помочь овладеть специальностью (профессией), повысить образовательный и культурный уровень, способствовать скорейшей адаптации в коллективе.

_____________ ________________________

дата                     подпись наставника

 

 

Я, молодой специалист (работник), ________________________________________
(должность (профессия), Ф.И.О.) обязуюсь овладеть необходимыми профессиональными навыками, добросовестно выполнять поставленные цели и задачи, максимально использовать полученный от наставника опыт и знания для овладения специальностью (профессией).

 _______        ________________________

дата           подпись молодого специалиста (работника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Утверждаю

_____________________________

(руководитель кадрового подразделения)

«____»___________ 201__ г.

 

План организации и проведения наставничества

в ______________________

(наименование подразделения)

 

№ п/п

Мероприятия1

Дата

Ответственный2

Выполнение

(дата, подпись)

<!-- [if !supportLists] --> 1.                <!-- [endif] -->  

Отбор группы наставников

 

Руководитель кадрового подразделения, руководители структурных подразделений

 

<!-- [if !supportLists] --> 2.                <!-- [endif] -->  

Подготовка наставников и их резерва (повышение квалификации в области профессиональных навыков)

 

Руководитель кадрового подразделения

 

<!-- [if !supportLists] --> 3.                <!-- [endif] -->  

Определение сроков наставничества

 

Руководитель кадрового подразделения, руководители структурных подразделений

 

<!-- [if !supportLists] --> 4.                <!-- [endif] -->  

Закрепление наставников за молодыми работниками

 

Календарь новостей

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
 
 




Погода в минске

Информационные новинки

В 2015 году для информирования членов молодёжного совета в социальной сети VK создана закрытая группа молодёжного совета (МГПЗ)



а также канал